К 170-летию со дня рождения
Недавно друзья из Витебска прислали мне книгу А. Подлипского «Жизнь и судьба художника Юрия Пэна».
Открыв ее, я вновь испытала то же потрясение, что и много лет назад, попав на выставку картин этого художника в Витебском художественном музее. Оказалась на этой выставке я совершенно случайно. Ничего не зная о художнике, кроме фамилии, не будучи знакома с его творчеством, не видя его картин, я была заинтригована разбросом мнений об этой выставке – от бурного восторга: «Вы даже не представляете!», до пренебрежительного: «Кому сегодня все это нужно». Вхожу в зал, готовая и к разочарованию, и к восторгу, и замираю на пороге под взглядами множества глаз, устремленных, как мне кажется, прямо на меня. Взгляды печальные и веселые, серьезные и задумчивые, изучающие и ироничные, словно я не в музее, а на людной улице типичного местечка Северо-Западного края. Портные и часовщики, музыканты и лавочники, водовозы и сапожники, талмудисты и ученики хедера, юные девушки и почтенные матери семейства – давно ушедший мир еврейских местечек, наполненный мечтами, печалями и радостями, оставшийся только на страницах книг Шолом Алейхема, В. Короленко, Я. Ивашкевича, Э. Ожешко мудро смотрит на зрителя с картин Ю. Пэна. Каждый портрет – история целой жизни, а все изображенные на портретах – реальные люди. Рассказывают, что героев своих картин художник находил на рынке, куда ходил специально, и долго уговаривал их ему позировать.