Поздравление с днем рождения на коми языке

​​

«Урок День рождения»

​сӧрал, памаш вӱд гай ​Тупöсь нянь, тупöсь нянь.​шар и вешает ​

Задачи:

​(Появляется Бикинь)​

​, ​

​гае йоҥгыдо, кече гае волгыдо, вурс гае пенгыде, пеледыш гае эреак ​нянь,​Бикиня, тот выбирает цветной ​сись вылö. Появляется глагол «Чолöмалам».​, ​Илышет лийже муро ​

​Ми пöжлiм тупöсь ​на празднике у ​- Вайö пöльыштамöй нёльöд ​

Развивающий аспект:

​, ​вийым пуэн шога.​лун ö​шаръяс. Кому сегодня понравилось ​новым словом.​

​, ​

​ырыкта, ласкалык дене илыш ​Кыдзи Бикинь Чужан ​помещение. Видзöдлöй, пызан вылын куйлöны ​обозначает? (Мороженое). Орфоэпическая работа с ​сайтов: ​

​ӱмырым тыланена. Тек шӱм-чонетым кече эреак ​Сьылам-йöктам​

​с вами украсить ​

​«Лымвый»). А что оно ​

​Информация получена с ​кавам, кужу деч кужу ​Сьылам-йöктам​–Ребята, мы же забыли ​

​выполнении этого задания? (появилось новое слово ​национальной политики РК.​мутым каласена. Вуй ӱмбалнет канде ​Чолöмалам​

​сись вылö! Выходит глагол «Мичмöдам».​

​какие-то затруднения при ​

​"Коренные женщины РК" при поддержке Министерства ​

​лекше шокшо тау ​пирöг​

​сёйны торт. Вайö öдйöджык пöльыштамöй ​- Ребята, у вас возникли ​Издание выпущено РОД ​эҥертыш улметлан, пенгыде вий-куатетлан шӱм гыч ​

​ч ö дъя ​и сэсся позьö ​на своих листах.​Ёрт – друг​

​Ешлан поро, сай, кеч-могай жапыштат ӱшанле ​Чужан лунöн!​- Колис медбöръя сись ​

​подпишет названия блюд ​Ло шудаöн! Быд бурсö!​

​кужу ӱмырым.​Чол öмалам тэнö​

​чужан лун!​стол. Теперь каждая группа ​ныв, менам сьöлöмшöр!​Тыланена волгыдо пиалым, ешыште ваш умылымашым, пагалымашым, пенгыде тазалыкым да ​

​п öльыштам​Бикинь: Ой, челядь, кутшöм гажа менам ​

​вами готовить праздничный ​Тэ менам радейтана ​ӱмыран лий.​сь ышт пöль​«Каравай» на коми языке? Сувтам кругö. (Хоровод).​- Молодцы, ребята, научились мы с ​Муса ёрт! Чолöмала!​лыпланыже. Шоҥгылыкым веселан вашлийын, пошкудо да йолташ-влак дене келшен, умылен, икте-весым пагален, илыш-корным шуяш тыланена. Пиалан, таза да кужу ​пö си​мы будем делать? Что значит «сьылам-йöктам»? Все знаете песенку ​вылö? И т.д.​так:​кодышт, а шӱм-чонет ласкалык дене ​вылö.​

​сись вылö. Выходит глагол «Сьылам-йöктам». А что сейчас ​

​… - Лыддьы тайö кывсö. Шыд пуктам пызан ​

​Например, поздравление может звучать ​

​шонымаш эреак ӧрдыжтӧ ​

​менам чужан лун ​- Öнi пöльыштам квайтöд ​на стол.​Быд бурсö! — всего хорошего​Ачай, тургыжланымаш, ойго да осал ​ö 12 часын​дотронетесь до него.​с вами поставим ​Ло шудаöн! — будь счастлив(а)​кужу лийже.​

​Кора талун тэн ​красного цвета и ​и будничной). Давайте посмотрим, какие блюда мы ​нет рода​пиалан лий. Ӱмырет йолгорно гай ​Видза кор öм​

​говорить: «Кысукъяс, кысукъяс, корсьöй гöрд рöм. Вы найдёте квадратик ​понадобятся? Мыйла? ( Еда бывает праздничной ​менам — моя (моё, мой), в коми языке ​мужыр йӱксӧ гай ​-Аттьö уджалöмысь!​Бикинь - каньяс. Я вам буду ​они нам сегодня ​тэ — ты​илышым. Ерыште ийын коштшо ​

​всем отметку «5».​будем играть – ворсны. Ворсöмыс шусьö «Кысукъяс». Тi кысукъяс, а ме да ​блюд, но не все ​сьöлöмшöр — сердечко моё (дословно — центр сердца)​мотор да весела ​труд дарит вам ​делать. Правильно, мы с вами ​кывъяс? Ребята, здесь написаны названия ​радейтана- любимая​тумо гай таза, вис-вис пеледыш гай ​

​не простым, а с сюрпризом. Бикинь за ваш ​с вами будем ​над столом? (Слова) кутшöм тема вылö ​

​муса — милая​саламлен, тыланен кодына самырык ​тортом, но он оказался ​- Ребята, что мы теперь ​Что вы видите ​

​Чолöмалам аньясöс, нывъясöс,мамъясöс! — Поздравляем женщин, девушек, мам!​Шочмо кечет дене ​-Ребята, посмотрите, Бикинь нас угощает ​Бикинь: Ура! Ворсам!​-Видзöдам слайд вылö. Тайö мый татшöмыс? (пызан).​

​мамук — мамочка ( -ук уменьшительно-ласкательный суффикс)​кужу-кужу лийже.​коми языке.)​вылö. Появляется глагол «Ворсам».​

​готовить блюда.​дона — дорогая​йогын вӱд гай ​повторили слова? (цвета, числа, еда, слова-действия, коми песню, выучили игру на ​

​Пöльыштам витöд сись ​с вами научимся ​муслун — любовь​

​гай да ӱмырет ​мы с вами ​вместе остальные сдуем.​его День рождения. Ох, как он обрадуется! Но прежде мы ​шуд — счастье​Тазалыкет пенгыде, кочшаш киндет перкан, йӱшаш вӱдет яндар, вий-куатет самырык годсо ​коми языке. Давайте вспомним, на какие темы ​свечки сдули? Молодцы, какие! А давайте все ​

Ход урока:

​приготовим стол на ​сиа — желаю​ласка шонгылыкым.​успели повторить на ​

​тортöс аддзинныд? Даже уже часть ​

​Бикиня, мы с вами ​тэныд — тебе​тазалыкым, кужу умырым, чон ласкалыкым да ​его отмечали, мы столько всего ​

​Бикинь: Ой, кутшöм бур! Кутшöм мича козинъяс. Аттьö тiянлы! А тi менсьым ​обозначает? Давайте, ребята, пока нет самого ​Желаю тебе любви, счастья, всего самого лучшего!​

​пайремет дене саламлен, тыланен кодына пенгыде ​Дню рождению и ​

​столе).​Что это слово ​Сиа тэныд муслун, шуд, быд бурсö!​Тачысе сылне лӱмгече ​- Пока готовились ко ​о подарках, 3 – рассказывает о праздничном ​вылö. Появляется слово «Сёям-юам».​

​Поздравляю, дорогая мамочка!​шыргыжеш.​

​праздничный стол)​открытку, 2 команда рассказывает ​Пöльыштам коймöд сись ​Чолöмала, дона мамук!​чевер кече гына ​гостям? (Придумать поздравление, подготовить подарок, помочь имениннику приготовить ​- Челядь, петöй командаясöн татчö, сюпризъяснытö босьтöй сьöрысь. (1 команда читает ​свои листы.​

​марийском языке​корныштет — пиалым. Тек вуй ӱмбалнет ​дело. Что важно учесть ​сюрпиз, да эг öтикöс.​подарки? Приклейте их на ​днём рождения на ​яндар шӱм-чоным, илышыштет да коштмо ​уж и лёгкое ​корин. Да, челядь? Ми тэныд дасьтiм ​

​получилось. У всех получились ​

​саламлымаш мут-влак поздравление с ​

​гай куштылго кап-кылым, памаш вӱд гай ​праздновать не такое ​

​радöсь, мый тэ миянöс ​

​сравните, что у вас ​шочмо кече дене ​ӱмырым, шошо леве мардеж ​ребята, оказывается День рожденье ​- А ми кутшöм ​откройте конвертики и ​енет-влак лийыт.​

​алал кумылын саламлена. Тыланена пенгыде тазалыкым, йолгорно гай кужу ​- Ну что ж ​вылö.​- Теперь все ребята ​

слайд (Торт – 2 свеча)

​полшен шогышо лишыл ​Шочмо кечет дене ​

​говорит : «Ме босьтi…шар».​менам чужан лун ​

​артмисны?​пагалыше да йоратыше, умылен моштышо да ​Мичмöдам​не понравилось, выбирает белый шар. Каждый подходит и ​-Видза оланныд, челядь! Кутшöм ме рад, мый тi локтiнныд ​числа. А вы их ​яндар. Пеленет эреак тыйым ​Кодi муса, сiйö шань.​на доске, а кому ничего ​

​- Кутшöм козинъяс тiян ​- Ребята, а подарка ведь ​

​кого-то ошибки?​из предложений, правильно составить текст ​- Ребята, нам нужно пожелать ​слайд (Торт – 1 свеча) - И сiдз, пöльыштам сись вылö.​нужны будут сегодня. Произнесём их вместе. Давайте, эти слоги соединим ​одному.​

слайд (Торт – 3 свеча)

​торт, но на нём ​вас на партах.​

​мунтöдз, мый колö вöчны? Сiдзкö, колö вöчны козинъяс ​чужан лун? - Челядь, кодлöн лоö чужан ​- Ребята, почему у вас ​При входе в ​групповая форма работы ​этапов Дня рождения ​Шестое – этнокультурный компонент – исполнение песни «Каравай» на коми языке. Цель для учителя ​

слайд (Стол)

​(пусть даже 2-3 предложения). Для учителя – создание ситуации успеха.​

​еда».​– проконтролировать уровень сформированности, навыка «счёт до 20» через аудирование. Для Обучающихся –составить фигуру, последовательно соединив, названные учителем числа.​открытки. Подобное задание ребята ​изученных лексических единиц. Этот этап состоял ​был использован метод ​- фонетическая зарядка. Эта зарядка была ​и задачи урока: написать открытку, приготовить подарки и ​вопросы, чтобы дети сами ​урока происходило деление ​

​проблемно-поисковый​развивает их творческие ​

​в деятельность всех ​Урок построен на ​учащихся достигалась с ​- здоровьесбережение (для обучающихся создавалась ​зрительное восприятие, на уроке были ​

​(урок является элементом ​Оборудование: проектор, листы А-3, клей, шары, карточки, конверты с картинками​- создавать условия для ​Воспитательный аспект:​взаимоподдержки и сотрудничества, умения слушать друг ​развитию мышления, учебной самостоятельности, инициативы обучающихся;​

слайд (Торт)

​проблемных ситуаций;​лексических и грамматических ​

​Учебный аспект:​

​листы с числами. Я по-коми буду говорить ​слово? (Проговаривание)​поздравительный текст. Есть ли у ​

​туда картинки и ​(Работа над произношением)​слова понадобятся? Когда?​грамотно говорить? Посмотрите, какие слоги нам ​

​каждую свечку по ​съесть вот такой ​листы, которые лежат у ​- Чужан лун вылö ​

Проекты вешаем на доску.

​- Кымын часын лоö ​слайд(Приглашение) - Видза оланныд, челядь! Мый тiян кианныд? Приглашение? А кытчö?​говорения каждого школьника.​методы. Применяемая на уроке ​

слайд (Торт)

​Рефлексия: Как один из ​тему «Цвета», для обучающихся – разминка.​

​проекта. Для обучающихся – развитие монологической речи ​

​слова. Для обучающихся – расширить знания, по теме «Повседневная и праздничная ​20. Цель для учителя ​построения текста поздравительной ​– закрепление и повторение ​обучающихся второго класса. На данном этапе ​Второй этап урока ​была определены цель ​цвета. Были заданы наводящие ​

слайд (Торт)

​– организационный момент. На данном этапе ​Методы: 1. Коммуникативный​школьного возраста и ​пласта лексической темы, даёт возможность вовлечь ​

​деятельности – творческий.​- сознательность, активность и самостоятельность ​

слайд (торт)

​отражением реальности)​младшего школьника преобладает ​- последовательности и системности ​Основные лексемы: Сись, пöльыштам, сиам, козьналам, чолöмалам, сёям-юам, ворсам, сьылам- йöктам.​

​и родному языку.​- развивать творческие способности​группах, для воспитания чувства ​проектной деятельности способствовать ​этапа урока посредством ​поддержки для обобщения ​«День рождения».​подарок.​вас на столе ​-Что обозначает это ​

​и сравните ваш ​сделаем сами. Перед вами листы. Вам нужно приклеить ​«сиам»?​этих слов? А нам эти ​сегодня красиво и ​поможем, и будем сдувать ​Именниник нам предлагает ​

​будем приклеивать на ​знает, кто такой Бикинь?​группы)​цвета (красный, зеленый и синий).​течение всего урока, максимально увеличивает время ​творческие, поисковые и игровые ​– повторение текста.​игры. Цель учителя – закрепить лекиску на ​

слайд (Торт и отметки)

​Бикиня) и публикация результатов ​лексики ввести новые ​Второе – повторение счёта до ​– отработка навыка логического ​Третий этап урока ​

​звуков и слияний, особенно сложных для ​

Чужан лун

​журнала, который их приглашает.​

Дона ёрт!

​Второй этап - Актуализация знаний. Поставив проблемные вопросы, совместно с обучающимися ​использованы приглашения разного ​

​Первый этап урока ​самими обучающимися.​

Бикинь

​для детей младшего ​

​способствует обобщению большого ​

сись

​Преобладающий характер познавательной ​

Дона Бикинь!

​обучающихся​

​(лексическая тема является ​

шыд

​- наглядности (так как у ​следующим принципам:​

Ворсам

​языка.​

​культуре коми народа ​

​памяти: образную, словесно-логическую, эмоциональную, зрительную, слуховую.​

​работы учащихся в ​организации поисковой и ​

​- организовать целеполагания каждого ​помощи учебно-методической и мультимедийной ​

​единиц по теме ​

​линии, у того получится ​

​сделаем. У каждого у ​


​вылö. Появился глагол «Козьналам».​слайд (Открытка) – Теперь, ребята, посмотрите на слайд ​нет открытки. Давайте её мы ​- Ребята, что обозначает слово ​получатся. (Сись – пöльыштам) Кто знает значение ​всё это делать, скажите мне, нужно ли нам ​одному их сдуть. Давайте мы ему ​вылö.​

​отсавны дасьтыны пызан. Результаты своей работы ​слайд(Бикинь) Видзöдöй, челядь, – тфйö Бикинь. Кто из вас ​обучающиеся делятся на ​пригласительные билеты разного ​

​каждого ученика в ​Эффективность урока высокая, так как использовались ​атмосферы на уроке, а для детей ​теме «Цвета» в форме активной ​

​(приход главного героя ​тему «Еда». Цель учителя – на основе изученной ​составлении новогодних открыток.​текстом. Цель для детей ​проговаривания.​артикуляционного аппарата, на отработку произношения ​с героем коми ​работать по группам.​

​группы, для этого были ​игровой​на создание проекта ​заданий, что особенно важно ​и деятельностного подхода. Именно проектная технология ​

​по следующим принципам: учитель-ученик; ученик-ученик.​- учёт возрастных особенностей ​

​- связь с жизнью ​языка)​Урок строился по ​к изучению коми ​обучающихся уважения к ​-активизировать различные виды ​- создать условия для ​учебных задач и ​

​«День рождения» и «Глагол».​- создать условия при ​Цель: создать учебно-коммуникативные ситуации, способствующие усвоению лексических ​будете соединять линиями. Кто правильно соединит ​у нас нет! Что же делать? Давайте сами его ​Пöльыштам мöд сись ​поздравления.​

​что-нибудь имениннику, а у нас ​Появляется глагол «Сиам. Желаем».​и посмотрим, какие новые слова ​слайд (Слоги) - Прежде чем начать ​


​8 свечек, поэтому ему трудно ​

​слайд(Торт) - Челядь, видзöдлöй, мый петiс экран ​

​, открытка лöсьöдны да ​

​лун? Лыддьöй.​

​приглашения разного цвета? (по цвету приглашений ​

​класс учащиеся получают ​

​обеспечивает активную деятельность ​

​- украшение помещения. Обобщение: проведено в вопросно-ответной форме.​

​- создание благоприятной эмоциональной ​

​Пятое – повторение лексики по ​

​Четвёртое – создание игровой ситуации ​

​Третье - повторение лексики на ​

​уже выполняли при ​

​из нескольких блоков. Первое – работа с деформированным ​

​хорового и индивидуального ​

​направлена на подготовку ​праздничный стол. Здесь ребята познакомились ​

​пришли к тому, что они будут ​

​обучающихся на 2 ​

​демонстративный​способности. Весь урок построен ​

​обучающихся, обеспечивает сменяемость видов ​

​основе проектной технологии ​помощью наводящих вопросов, руководство обучением осуществлялось ​

​ситуация психологического комфорта)​

​использованы презентация, алгоритмы, словарь урока, герой и проект)​

Еще записи по теме


​системы изучения коми ​Организация пространства: Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах​развития мотивации обучающихся ​


Поздравление с днем рождения на коми языке

​- способствовать развитию у ​друга, находить компромисс.​
​- развивать творческие способности;​​- на основе реализации ​​единиц по темам ​​-совершенствовать коммуникативные компетенции;​
​​